Если нужно назвать мастера рассказов, то, несомненно, вспоминается Чехов. Его произведения лапидарны, точны, изобразительны и глубоки. Чтобы понять, как Чехов писал рассказы, нужно изучить составляющие его творчества:
1. Язык Чехова просто и понятен, но в то же время нов и необычен. Как такое возможно? Чехов отвечал: «Искусство писать, состоит, собственно, в искусстве вычеркивать плохо написанное». Рассказ — это малая форма, кропотливая работа. Следуя тому, как Чехов писал рассказы, можно научиться главным правилам хорошей прозы: — простые синтаксические формы, не нужно перегружать текст предложениями, заполняющими абзац в несколько строк; — отказ от штампов и избитых выражений, основа авторского стиля — новые яркие метафоры. Их можно придумать, если найти собственный взгляд на предмет, ситуацию; — большой словарный запас. Именно знание речевых особенностей людей разных профессий помогало Чехову создать живых персонажей.
2. Персонажи Чехова. Справедливо говорят, что это люди средние, а попросту — обыватели. Наверное, потому сатира заставляет читателя посмотреться в зеркало жизни. Чехов направляет сатиру на осмеяние негативных черт характера, возможно, потому его персонажи запомнились на многие годы.
3. Сюжеты Чехова. Чтобы создать интересный рассказ, не нужно удивлять читателя необычными событиями. Чехов говорил так: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Он писал о столкновении характеров, и именно внутри персонажей происходило главное действие, бурлила динамика.
4. Описания в рассказах Чехова не отличаются объемом. Они лаконичны и метафоричны. Писатель хотел, чтоб читатель мог, «прочитав и закрыв глаза, сразу вообразить себе изображаемый пейзаж».
5. Идеи творчества Чехова. Написать так, как Чехов писал рассказы, значит признать педагогичность прозы. Ведь он учил людей на собственных ошибках, показывал изъяны человечества, социума, не щадил. И это действовало. Почему?
6. Основной секрет творчества Чехова — он никогда не писал ничего прямо. Фальшь, безнравственность и другие пороки не назывались привычными именами, а иллюстрировались с помощью конфликтов, которые умещались в небольшой сценке, но освещали всю жизнь.
Похожие материалы: Как написать рассказ?
|