Метафора в переводе с древнегреческого «перенос» — троп, или фигура речи, которая использует название объектов одних классов для описания объектов других классов. Понятие метафоры впервые было введено Аристотелем, оно отражает его понимание искусства как зеркала жизни. Понятие метафоры Аристотеля имеет прозрачную грань с гиперболой-преувеличением, синекдохой-иносказанием и банальным уподоблением, сравнением и иносказанием. Во всех случаях происходит переложение смысловой нагрузки с одного на другое.
Метафора развернутого вида является источником большого количества жанров.
1. Сообщение косвенного характера при помощи образного выражения или истории, использующей то или иное сравнение.
2. Речевой оборот, который состоит в использовании выражений и слов в переносных смыслах, базирующийся на основе определенной аналогии, сравнения и сходства. Сама метафора основывается на сходстве и подобии; она является примером аналоговых отношений: А соотносимо к B, как C соотносимо к D. Для адекватного восприятия метафоры мозг задействует правое полушарие, поэтому бессознательно улавливает верный смысл.
В метафоре можно обозначить четыре составляющих:
- контекстная составляющая, или категория;
- объект, находящийся внутри определенной категории
- сам процесс выполнения объектом своей функции;
- прикладная составляющая процесса в отношении реальных ситуаций и пересечения с ними.
Виды метафор
С античных времен принято обозначать несколько традиционных типов метафор:
— метафора, соединяющая разноплоскостные понятия, называется резкой метафорой, пример: специя интерьера;
— метафора, при которой мы не замечаем фигурального характера, называется стертой, пример: дверной глазок;
— если метафора похожа на стертую, но является более стереотипной (что иногда исключает ее преобразование в нефигуральные конструкции), то она называется метафорой-формулой, пример: червь сомнений;
— метафора, реализуемая на протяжении большого элемента сообщения в логической последовательности, именуется развернутой, пример: мучимый музыкальной жаждой, я вновь и вновь возвращаюсь к Вивальди, водопады и источники произведений которого орошают душу и возрождают ее к новой жизни;
— метафора, пренебрегающая фигуральным характером, называется реализованной; как правило, это «прямое» значение, пример: ушла в себя, вернусь не скоро.
|