Пятница, 29.03.2024, 18:59 

Приветствую Вас Гость | RSS


Главная » Статьи » Конкурсы » Литературные статьи

«Поток сознания»: работаем над техникой
«Поток сознания» является предельной степенью внутреннего диалога, этот прием претендует на непосредственную передачу мыслительного процесса персонажа. Если рассматривать психологизм и его формы, то поток сознания относится к третьему, самому глубокому типу передачи внутреннего мира персонажа.

Эффект погружения в сознание героя достигается с помощью неорганизованной, хаотичной передачи мыслей, нарушенных логических связей (связующий принцип – ассоциативный), неполных и свернутых синтаксических конструкций.

Хрестоматийными примерами произведений «потока сознания» являются романы В. Вулф, М. Пруста, Дж. Джойса; еще до возникновения термина в русской литературе его успешно применял Л. Толстой (финальный монолог Карениной, мысли засыпающего Пети Ростова из «Войны и мира»). Популярный в эпоху модерна, прием и сегодня привлекает молодых писателей, обещая волшебным образом придать произведению интеллектуальности, а самого автора сразу же превратить в смелого авангардиста-экспериментатора.

И уже на первом этапе иногда допускаются серьезные промахи: «поток сознания» неверно понимают. Термин присутствует, к примеру, в названии рассказа одной из современных писательниц, то есть автор, видимо, считает, что пишет именно в этой технике. Приведем отрывок: «Хозяин спит, может, тоже безмятежно. Завтра к нему приедет немецкая журналистка. Я нагло смотала. Я в отпуске, в цивилизации, наслаждаюсь комплексом удобств. Всё под рукой, аптека и супермаркет, дежурный окулист ждёт за стеклянной дверью, в витрине оправы на любой вкус. Никто не хрюкает, не просит есть и никакой ни за кого ответственности. Могу лежать сколько хочу, ничего не делать и даже не думать, могу перелетать в инете со странички на страничку».

Несмотря на кажущуюся схожесть с «потоком сознания», перед нами обыкновенный внутренний монолог. Для сравнения, отрывок из Джойса – размышления засыпающей Молли Блум: «Да потому что такого с ним никогда не было требовать завтрак себе в постель скажи-ка пару яиц с самой гостиницы Городской герб когда все притворялся что слег да умирающим голосом строил из себя принца чтоб заинтриговать эту старую развалину миссис Риордан <…>» Продолжается этот достаточно трудный для чтения текст около двадцати страниц. Как правило, «поток сознания» все же не лишают разделительных знаков, но и обычное повествование он напоминает мало.




Еще один пример, заключение насыщенного обсценной лексикой «бытового» рассказа:
«А теперь ответь мне.
Или хотя бы себе.
Хотя даже и не знаю, по правде, что для кого и лучше может быть, и что там кому «вроде и не то чтобы не это, но и не сказать что бы и то».
Это ведь, – с какой стороны…
Смотря с какой».
Действительно, «поток сознания» налицо, но здесь все нет так уж гладко. Неувязка в том, что заключение рассказа написано уже не от лица героя-повествователя. С некой «моралью сей басни» к читателю обращается сам автор, но, как известно, смысл психологизма – в максимально глубоком и детальном раскрытии внутреннего мира
персонажа. Возникает вопрос: что дает читателю тот факт, что у автора «каша» в голове? Так что от подобных лирических отступлений в «потоке сознания» лучше отказаться.
Категория: Литературные статьи | Добавил: Diverse (02.06.2012) | Автор: anna_logia (Попова Анастасия)
Просмотров: 3391 | Теги: психологизм в литературе | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]