Многократно авторы видели в отзывах — «мало психологизма», но не каждый понимает, что это такое, и как его добиться. Психологизм в литературе — это умение автора пояснять взаимоотношения персонажей на основе их психологических особенностей. Или же попросту первостепенное изображение эмоций персонажей. Из подобного толкования вытекает три основных ошибки психологизма: 1. Автор старается расписать подробно «душевный трепет» героя, чем получает наигранное, скучное и затянутое повествование. Поскольку оперирует общими фразами. 2. Автор старается быть «архитектором душ», применяется психологические детали портрета, архетипы. Например, поясняет, что лысина мешала герою решиться на поступок, а дефект речи - сказать что-либо. Автор буквально препарирует героя, и от живого персонажа не остается ничего, кроме учебника, ему посвященного. 3. Автор ударяется в повествование от первого лица, погружается в ощущения, сплетает их в кокон. Получается насыщенно, эмоционально, излишне детально и вычурно. Потому что автор хочет передать все и сразу, как можно неожиданнее, и погружается в дебри, вплоть до цвета трусов героя, которые повлияли на восприятие дня и изменили судьбу.
Чтобы научиться понимать психологизм творчества, надо знать азы. Существует три типа психологизма: 1) Вездесущий автор говорит о героя так, будто знает о нем все. Вытягивает наружу мысли, тайны, желания. 2) Внешний психологизм строится на описании внешнего облика героя так, чтобы он выражал его душевное состояние. 3) Внутренний психологизм. В игру вступают потоки сознания, метафоры, ассоциативность и детализация. Странно, не так ли? Три ошибки психологизма фактически совпадают с тремя перечисленными в литературной теории типами. Потому что невозможно использовать конкретный тип психологизма обособленно. Каждый автор строит собственную модель психологизма, которая предопределяет структуру сюжета, использование художественных средств, и даже судьбу персонажа. Ведь по-настоящему живой герой способен переписать финал произведения вопреки планам автора.
|