Рассуждения
о каком-либо
жанре литературы
принято начинать
с определения:
что к нему относится.
Но давайте не
будем на сей
раз ограничивать
себя строгими
рамками определений,
и допустим, что
дамский роман
для каждой
читательницы
– это тот роман,
который она
сама считает
дамским.
Тем не менее,
некоторые
отличительные
черты дамских
романов придётся
все-таки обозначить,
чтобы можно
было опираться
на них в дальнейших
рассуждениях.
Итак, дамскому
роману свойственно,
что:
в основе его
сюжета лежит
какая-нибудь
романтическая
история с
обязательным
счастливым
финалом;
роман преподносится
читательницам
в красивой
обложке с рисунками
в виде сердечек,
амурчиков,
цветочков и
прочих атрибутов
сентиментальности;
на обложке
обязательно
стоит женское
имя, хотя автором
романа вполне
может быть
мужчина;
действо романа
происходит
в каких-нибудь
необычных для
современной
женщины обстоятельствах:
в прошлых веках,
в заморских
странах, в замках
или на ранчо
– в общем, там,
где обычная
читательница
почти наверняка
никогда не
была.
Название романа
как бы намекает:
речь пойдет
о любви, о чувствах
и страсти!
Благодаря всем
этим особенностям
у женщины или
девушки, взявшей
в руки книгу,
уже заранее
создается
особое состояние:
включается
правое полушарие
головного
мозга, ответственное
за эмоции и
переживания,
и тормозится
левое полушарие,
ответственное
за логическое
мышление и
способность
анализировать.
Интересно, что,
по мнению ученых,
для женщины
изначально
такое распределение
активности
в мозге вполне
свойственно,
и лишь цивилизация,
эмансипация
и прочие подарки
современного
общества вызвали
искусственное
перераспределение
ролей между
левым и правым
полушариями.
Вывод напрашивается
самый неожиданный:
похоже, дамский
роман возвращает
современную
женщину к её
изначальной
сути, к её собственной
женственности!
Опять-таки,
есть класс
женщин, которые
либо принципиально
не читают дамские
романы, либо
открывают их
лишь для того,
чтобы раскритиковать,
отыскать в них
недостатки
логики, знаний
автора об
историческом
периоде или
о культуре и
традициях той
страны, которая
служит декорацией
для развития
сюжета. Существует
опасность, что
эти женщины
слишком вошли
в роль «интеллектуалок»
и слишком отдалились
от своей женской
природы.
Еще одно интересное
наблюдение:
в дамском романе
отношения между
мужчиной и
женщиной рано
или поздно
приходят к
тому, что или
Она «укрощает»
Его и выходит
из всех перипетий
победительницей,
или – что реже
– Он «покоряет»
Её, после чего
Героиня становится
примерной
женушкой и
матерью.
Соответственно,
есть читательницы,
которым больше
нравятся романы,
в которых в
роли «укротительницы
строптивого»
выступает
Героиня. Можно
предположить,
что такие романы
нравятся юным
и молодым
представительницам
слабого пола,
которым ещё
предстоит найти
своё место в
жизни, реализоваться
в той или иной
роли. Могут
нравиться эти
романы и тем
зрелым дамам,
которые не
вполне довольны
своим положением
в обществе и
в семье. Возможно,
этим женщинам
кажется, что
их недооценивают,
недостаточно
уважают и мало
считаются с
их мнением.
Категория
читательниц,
которым нравятся
сюжеты, где в
роли нежного
укротителя
выступает
Герой, могут
оказаться
скорее женщинами
среднего и
старшего возраста,
более успешными
и благополучными,
более уверенными
в себе и своей
ценности, чем
любительницы
первой категории
любовных романов.
Главное отличие
между этими
двумя группами
женщин состоит
в их бессознательном
отношении к
ответственности:
первые не очень
понимают, что
лидерство и
принятие решений
предполагает
последующую
ответственность
за эти самые
решения. Вторые
– уже ощутили
груз ответственности
на своих плечах,
подустали от
него и мечтают
хотя бы в романтических
грезах на несколько
часов освободиться
от этой тяжелой
ноши.
Как бы то ни
было, дамские
романы, при
всех своих
недостатках
и кажущейся
банальности,
выполняют
важную роль
в жизни своих
читательниц:
дают отдых и
расслабление;
компенсируют
хотя бы частично
дефицит романтики
и чувственности
в жизни;
позволяют
женщине примерить
на себя новые,
не характерные
в жизни роли:
Укротительницы
или, наоборот,
Укрощаемой;
возвращают
женщину к
способности
воспринимать
мир через чувства
и эмоции, а не
через строгие
окуляры логического
ума.
Автор: Ольга (palmyrra)
|