Про ассоциативный эксперимент
Испытуемые получают список слов, читая
который, они произносят вслух то, что приходит на ум в первую очередь. На такой
эксперимент обычно отводится 7-10 минут и дается около 100 слов. Ассоциативные
словари, как правило, содержат реакции молодых людей (возраст – 17 – 25 лет), студентов колледжей и
университетов, для которых является родным язык стимулов.
Ассоциативный эксперимент делится на
несколько разновидностей:
1.
Свободный.
В таком виде эксперимента испытуемым
дается свобода реакций без каких-либо ограничений.
2.
Направленный.
Подобный эксперимент предполагает
построение ассоциативного ряда по грамматическим или семантическим
характеристикам (например, к имени существительному подобрать прилагательное).
3.
Цепочечный.
Эксперимент основывается на том, чтобы испытуемые
за определенное время на один стимул выдавали несколько ассоциаций. Например,
10 реакций в течение 20 секунд.
Следствием таких экспериментов стал выпуск
различных специальных словарей ассоциативных норм. Наиболее известный словарь –
нормы словесных ассоциаций» (редакция Л. Портмана). Первенство подобного труда
на русском языке принадлежит «Словарю ассоциативных норм русского языка» (редакция
А.А. Леонтьева)
Наиболее
полная и исчерпывающая информация в настоящее время на русском языке отражена в
«Русском ассоциативном словаре» (составители: Ю.Н. Караулов, Н.В. Уфимцева,
Ю.А. Сорокин, Г.А. Черкасова, Е.Ф. Тарасов). Словарь разделен на несколько
частей:
·
том 1. Прямой словарь: от стимула к реакции;
·
том 2. Обратный словарь: от реакции к стимулу;
·
3 – 6 тома включают в себя два других списка слов прямых
и обратных словарей.
Словарь содержит 1277 стимулов. Это
немного меньшее количество слов, чем обычно говорящие употребляют в повседневной
речи (от 1500 до 3000 слов); ответами явились 12600 различных слов из более чем
миллиона реакций.
По структуре словарная статья «Русского
ассоциативного словаря» такова:
1. Заглавное
слово стоит первым.
2. Вслед
за заглавным словом располагаются реакции по порядку убывания частоты
употребления (частота указывается цифрой).
3. Внутри
групп реакции выстраиваются по алфавиту.
Конец каждой статьи содержит цифры. Первая
цифра равна общему числу реакций на стимулы, во второй отражено число различных реакций, в третьей –
общее число испытуемых, которые не дали ответа на реакцию. Четвертая цифра
включает в себя единичные ответы на реакции.
Ассоциативный эксперимент в свете
интерпретации ответов.
Рассмотрим некоторые из многих
возможностей толкования результатов
проведения ассоциативного эксперимента
Анализируемые ответы ассоциативного
эксперимента можно выделить в две
основные группы:
1.
Синтагматические.
Грамматический класс таких ассоциаций не
совпадает с грамматическим классом слов-стимулов. Например: поезд – едет,
солнце – желтое, алкоголь – плохо.
2.
Парадигматические.
Грамматический класс слов-реакций
совпадает с грамматическим классом слов-стимулов. Например: брат – сестра, стул
– стол. Такие ассоциации строятся на принципе «минимального контраста»: чем
меньше отличий по семантике слов-стимулов от слов-реакций, тем выше актуализация
слов-реакций в процессе ассоциации. Именно принцип «малого контраста» дает
объяснение тому, как можно воссоздать семантику слов-стимулов по характеру
ассоциаций: большая их часть имеет признаки, подобные признакам слова-стимула.
По характерным реакциям носители языка
очень легко восстанавливают стимулы. Например, слово каникулы чаще всего
ассоциируется со словом летние (11), лето (10), отдых (6), ура, скоро (4), в
Простоквашино, начались, безделье (1).
Принято считать, что
синтагматические ассоциации связаны с речевыми отношениями, а парадигматические
– языковыми.
В менее значимые
группы выделяют:
·
Фонетическое сходство стимула с реакцией (коса –
коза, мишка – книжка);
·
Родовидовые отношения (животное – собака, диван
– мебель);
·
Клишированные ( гость – каменный, певец –
золотой голос);
·
Личные (мужчина – я обязан).
Важность исследования
результатов ассоциативных экспериментов
Методы ассоциативных
экспериментов находят активное применение и широко известны в таких науках, как
психология, психиатрия, психолингвистика, социология.
Прежде всего, целесообразно использование результатов ассоциативных
экспериментов во всевозможных областях лингвистики. Ассоциативный эксперимент
проводится с большим количеством испытуемых, что дает возможность построить
таблицу частоты употребления слов-реакций на отдельно взятое слово-стимул и
позволяет сделать вычисления семантической близости (расстояния) между
различными словами.
Семантическая близость пары слов
рассчитывается по степени совпадающих ответов, по сходству ассоциаций, которые
были даны в процессе эксперимента. Разные исследователи в своих работах величину таких ответов называют по-разному:
«коэффициент ассоциации», «коэффициент перекрытия», «мера перекрытия».
Лингвистика с помощью определения
семантического расстояния между словами частично решает проблему синонимии.
Опрашивая людей в целях нахождения сходства слов, у которых схожие значения,
выяснится, что для разных людей сходство представляется по-разному. Кто-то
проассоциирует работу с делом, а кто-то – с трудом. Часто испытуемым предлагают давать реакции на
схожие слова, давая их вразбивку, смешивая с другими словами. И лишь потом
смотрят совпадение количества реакций. При ассоциативном эксперименте окажется,
что одни пары слов друг к другу «ближе», а какие-то – чуть дальше. В
рассматриваемом примере семантическая близость наиболее плотная в паре работа –
труд, чуть менее – дело – работа и еще менее плотно прилегает пара труд – дело.
Самые интересные результаты ассоциативный
эксперимент дает тогда, когда испытуемым предлагают на то или иное слово
реагировать словом или сочетанием слов, которые приходят в голову первыми.
Из опроса 652 человек слово СТУДЕНТ дало
такие ассоциации: институт (44), вечный (41), студентка (39), бедный (34),
заочник (28), веселый (20), хороший, молодой (18), плохой (16), стипендия (14),
экзамен (11), мученик, преподаватель, абитуриент (10), вино, психоз, голод (1).
Важность ассоциативного эксперимента еще
и в том, что с его помощью в значении слова и предмета, которое это слово
означает, можно выделить психологический компонент. А это, в свою очередь, дает
возможность построения семантической структуры слова. На основе таких
экспериментов выявляется ценный материал, называемый в лингвистике
семантическим полем, и вскрывается в психике носителей языка объективно
реальная семантическая связь слов.
Главное преимущество ассоциативного
эксперимента – в его простоте и удобстве: одновременно можно работать с большой
группой испытуемых, которые со значением слов работают в «режиме употребления».
Это позволяет выделить такие компоненты значения, как и неосознаваемые. Так,
эксперимент со словом «экзамен» показал, что сознание и культура носителей
русского языка включает в себя психологический момент: слово ассоциируется со
словами «страх», «тяжелый», «трудный». Лингвистические же словари такой
информации не содержат.
Ассоциативный эксперимент, в котором участвовали 626 человек, по
слову ЭКЗАМЕН дал такие результаты: трудный (87), сдавать (48), сдать (35),
сессия (26), зачёт (21), билет (18), скоро (17), по математике (13), страх, на аттестат зрелости (10), страшный (8),
тяжелый (6).
Ассоциативные реакции содержат в себе
определенную особенность: некоторые испытуемые обладают синтаксической и
фонологической чувствительностью к уровню слова-стимула. Фонетическая
ассоциация часто рассматривается и как смысловая у тех испытуемых, которые испытывают усталость или не хотят
содействовать с экспериментаторами, или имеют умственную отсталость (гость –
кость, дым – дом, дама – рама). Значительная часть ассоциаций подвержена
речевым штампам, устойчивым оборотам, клише. Такие ассоциации чаще всего
связаны с аспектами родной культуры(например, мастер – Маргарита, площадь –
Красная.)
Читайте также:
Что такое профессиональный рерайтинг?
Кому подходит заработок рерайтингом? Как работать с исходником?
|